Для осетин стол и застолье являются святыми вещами, полными традиций и строгих правил. Это связано с тем, что официальная религия в Осетии утвердилась относительно недавно и все молитвы, обращения к божествам происходили не в храмах, как на Руси, а за столом. Посторонний человек, со стороны наблюдающий трапезу с осетинскими пирогами, обычно удивляется нагромождению «можно — нельзя» и «принято — не принято», однако сами осетины живут в этих обычаях и обрядах с рождения.
Любое застолье начинается с сервировки стола. Осетинское застолье начинается с того, что на стол ставятся, во-первых, соль с перцем, во-вторых — по три осетинских пирога на каждые 5-6 гостей. И только вслед за пирогами приносят мясо, которое является основным блюдом. После этого хозяин приглашает всех к столу. В Осетии не принято накрывать общий стол для женщин и мужчин, хотя, конечно, сегодня молодежь все больше нарушает это правило. Но на любой свадьбе или дне рождения, где присутствует старшее поколение, традиционно накрыты два стола — для женщин и для мужчин.
Хозяин должен занимать место за столом лицом к востоку, а если такой возможности нет, то он сидит в дальнем торце стола лицом к входу в комнату. А уже от хозяина гости рассаживаются вокруг стола по старшинству. Когда все готовы, начинается застолье. Бокалы трех старших членов семьи наполняются традиционным осетинским пивом, хозяин дома встает для произнесения молитвы. В его словах содержится благословление на прием пищи и освящение пирогов. В одной руке хозяин держит чашу с пивом, в другой — базыг, плечевой сустав животного, которого приготовили к мероприятию. После освящения еды он передает базыг и пиво одному из младших, этот процесс символизирует передачу мощи и силы следующему поколению. Младший член семьи, в свою очередь, принимает дар, и пьет пиво, предварительно откусив от верхнего осетинского пирога и положив его обратно.
Кто-то из младших родственников складывает ровно пироги и режет их на 8 частей. Тарелку с пирогами вращать и поворачивать для удобства запрещается. Откусанный кусок передается тому, кто от него откусил с пивом. В Осетии не бывает тихих и молчаливых застолий, каждое из них сопровождается тостами, благословениями и молитвами. Причем в этом случае существует замечательная традиция передачи слова: тостующий говорит мысль, затем передает слово двум другим участникам: одному напротив и одному, сидящему рядом, и чокается бокалами с ними в том же порядке.
В содержании тостов тоже есть свои правила, свой этикет. Первый тост благословляет осетинские пироги и другие продукты. Второй бокал поднимают за покровителя мужчин и воинов Уастырджи, это наиболее значительный святой в Осетии. Третий тост звучит в честь повода, благодаря которому гости собрались за столом: свадьба, день рождения, праздник какого-либо святого и т.д. Авторство первых трех тостов принадлежит хозяину дома, гости пьют стоя.
Начиная с четвертого тоста, очередь передается от старших к младшим. Описанные традиции являются малой частью того культурного наследия, которое тепло и преданно чтят осетины. И осетинские пироги занимают далеко не последнее место за столом.